Сайт методической поддержки развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся  

Информационные ресурсы  ||Советы психолога||Учителям    

Skip Navigation Links

 Диагностика одаренности - подробнее...

Диагностика творческих способностей учащихся - подробнее...

Матрица для выявления признаков одаренности у детей - подробнее...

Опросник креативности Рензулли - подробнее...

Опросник креативности Джонсона - подробнее...

Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми - подробнее...

Методический пакет "Выявление одаренности у детей. Работа с одаренными детьми" - подробнее...

Одаренность как психолого-педагогическая проблема - подробнее...

Специфика конструирования заданий - подробнее...

Содержательные аспекты программ обучения - подробнее...

Организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся - подробнее...

В помощь педагогу. Ролевые разминки - подробнее...

Творческое развитие ребенка. Советы Дэвиса Льюиса - подробнее...

ОПРОСНИК № 1
Для систематизированного наблюдения в помощь учителю

Ученик
Учитель
Дата
Инструкция. Обведите кружком числа, которые в большей степени соответствуют характеристике данного ученика. Высокий результат определяется по большему количеству баллов.

Баллы 5 — очень сильно выражена;
4 — сильно выражена;
3 — выше среднего;
3 — средне;
1 — ниже среднего.

Инициативность: Хорошо справляется с обязанностями, успешно выполняет задания, настойчив, оптимистичен, самокритичен, стремится улучшить результат деятельности.

54321


Рискованность: Часто идет на риск, безрассудно смел.

54321


Любознательность: Задает много вопросов, стремится узнать принципы: смысл событий, явлений.

54321


Креативность: Проявляет гибкость в суждениях, высокую продуктивность мышления, видит многообразие, вариативность, неоднозначность предметов, явлений.

54321


Независимость: Предпочитает работать самостоятельно, нуждается в минимальном руководстве, автономен в поведении.

54321


Ответственность: Внимательно относится к устным и письменным указаниям, усидчив, обязателен.

54321


Самовыражение:Умеет о «себе заявить», легко структурирует и выражает свои идеи, мысли, обычно свободно воспринимается окружающими.

54321


Сосредоточенность: Хорошая память, развиты навыки чтения, счета, концентрированное внимание на главном, склонность к обобщениям и глубокому пониманию.

54321

 

ОПРОСНИК № 2
Математика


Баллы
5 — всегда или почти всегда;
4 — довольно часто;
3 — время от времени;
2 — изредка;
1 — никогда не замечалось.

  1. Материал усваивает полностью, обобщает отношения, устанавливает взаимосвязи
    54321
  2. Проявляет настойчивость в изучении математики, заинтересован и мотивирован
    54321
  3. Внимательно изучает условия задач, рассматривает альтернативные варианты решения
    54321
  4. Хорошо выражает словами математические термины, правила и решения
    54321
  5. Внимательно анализирует ответ, полученный в ходе решения задач
    54321
  6. Хорошо владеет абстрактными понятиями
    54321
  7. Обладает хорошо развитыми способностями к образному математическому мышлению
    54321
  8. При решении задач широко применяет знания, полученные по другим предметам, пользуется справочными материалами, дополнительной литературой
    54321
  9. Очень быстро справляется с заданиями, просит дать дополнительные задания
    54321
  10. Способен самостоятельно изучать материал повышенной трудности
    54321
ОПРОСНИК № 3
Русский язык и литература
  1. Имеет богатый словарный запас, интерес к значению слов и словообразованию
    54321
  2. Обладает логической и письменной речью
    54321
  3. В письменной и устной речи умело и точно использует слова и выражения, тонко ощущает образность и многообразие значений слов
    54321
  4. Разнообразен и широк круг чтения по различным литературным направлениям, может сосредоточиться на одном направлении, затем переключаться и на другое
    54321
  5. Стремится глубоко анализировать литературное произведение, воздерживается от поспешных суждений
    54321
  6. С пониманием относится к чужой идее и точке зрения, может отстаивать идеалы, свою позицию
    54321
  7. Тщательно разрабатывает изложение своей речи, испытывает тягу к различного рода сочинениям
    54321
  8. Подбирает убедительные аргументы и факты в защиту своих позиций, находит хорошие идеи для выступлений и письменных работ
    54321
  9. Самостоятельно, без помощи учителя пишет рассказы, статьи, стихи, имеет журналистские навыки
    54321
  10. В своем творчестве разрабатывает убедительные характеры и ситуации, умеет передать эмоции и настроения, имеет склонность к импровизации
    54321
Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми
    Выберите один из предложенных вариантов ответов.
  1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?
    1. Да.
    2. Нет, они и так достаточно хороши.
    3. Да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы не очень.
  2. Уверены ли Вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?
    1. Да, в большинстве случаев.
    2. Нет.
    3. Да, в некоторых случаях.
  3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?
    1. Да.
    2. Да, при благоприятных обстоятельствах.
    3. Лишь в некоторой степени.
  4. Считаете ли Вы, что в недалекой перспективе будете играть | важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?
    1. Да. Наверняка.
    2. Это маловероятно.
    3. Возможно.
  5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положения дел?
    1. Да.
    2. Часто думаю, что не сумею.
    3. Да, часто.
  6. Испытываете ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?
    1. Да, это меня привлекает.
    2. Нет, меня это не привлекает.
    3. Все зависит от востребованности таких людей в обществе.
  7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли Вы удовлетворение в этом?
    1. Да.
    2. Удовлетворяюсь лишь тем, что есть.
    3. Нет, так как считаю слабой систему стимулирования.
  8. Если проблема не решена, но ее решение Вас волнует, хотите ли Вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему?
    1. Да.
    2. Нет, достаточно знаний передового опыта.
    3. Нет.
  9. Когда вы испытываете педагогические срывы, то:
    1. Продолжаете упорствовать в начинании нового дела.
    2. Махнете рукой на затеи.
    3. Продолжаете делать свое дело.
  10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?
    1. Да.
    2. Не совсем легко.
    3. Болезненно.
  11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в то же самое время его подбодрить?
    1. Не всегда.
    2. При хорошем настроении.
    3. В основном стараюсь это делать.
  12. Можете ли Вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?
    1. Да, конечно.
    2. Запоминаю только то, что меня интересует.
    3. Всего вспомнить не могу.
  13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?
    1. Да, без затруднений.
    2. Да, если этот термин легко запомнить.
    3. Нет.
  14. Учащийся задает Вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:
    1. Вы уклоняетесь от ответа.
    2. Вы тактично переносите ответ на другое время.
    3. Вы пытаетесь отвечать.
  15. У Вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда Вы его защищаете, то:
    1. Можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов.
    2. Останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали.
    3. Измените свои мнения, если давление будет очень мощным.
  16. На уроках по моему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:
    1. Средний.
    2. Достаточный.
    3. Оригинальный.
  17. Во время отдыха Вы предпочитаете:
    1. Решать проблемы, связанные с работой.
    2. Почитать интересную книгу.
    3. Погрузиться в мир Ваших любимых увлечений.
  18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если:
    1. По Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения.
    2. Вы более или менее довольны.
    3. Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом:
За ответ А — 3.
За ответ Б — 1.
За ответ В — 2.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
От 24 до 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы можете достичь многого в решении этой проблемы.

версия для печати

©ГУО "Академия последипломного образования"