Сайт методической поддержки развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся  

Информационные ресурсы  ||Советы психолога||Учителям    

Skip Navigation Links

 Диагностика одаренности - подробнее...

Матрица для выявления признаков одаренности у детей - подробнее...

Опросники для систематизированного наблюдения в помощь учителю - подробнее...

Опросник креативности Рензулли - подробнее...

Опросник креативности Джонсона - подробнее...

Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми - подробнее...

Методический пакет "Выявление одаренности у детей. Работа с одаренными детьми" - подробнее...

Одаренность как психолого-педагогическая проблема - подробнее...

Специфика конструирования заданий - подробнее...

Содержательные аспекты программ обучения - подробнее...

Организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся - подробнее...

В помощь педагогу. Ролевые разминки - подробнее...

Творческое развитие ребенка. Советы Дэвиса Льюиса - подробнее...

Диагностика творческих способностей учащихся
( с 11 лет)
I. Разминочный блок
1. Дается слово одуванчик. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. (Время выполнения 3 мин.). Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Задание предъявляется на отдельном листке, на котором ребенок записывает и свои слова.

Высокий уровень развития способности — 9 и более слов.
Средний уровень — 7, 8 слов.
Низкий уровень — 6 и менее слов.

2. Детям предлагается написать как можно больше предложений из пяти слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы. Р-И-С-Н-К.
 Для оценки гибкости конструирования фраз подсчитывается количество верно составленных предложений. Фраза должна обязательно выражать какой-то смысл, а слова в предложении быть согласованы по родам, лицам, числам и падежам. Добавлять другие слова или предлоги не разрешается. Указанные буквы можно использовать в качестве предлогов. (Время выполнения 5 минут).
Экран оценки результатов задания
 
Возрст детей
Уровни
высокий
средний
низкий
11 лет
4 и более
3
0 - 2
12 лет
5 и более
4
0 - 3
13 лет
6 и более
5
0 - 4
3. Из трех скороговорок выбрать одну и как можно быстрее ее проговорить (устно).
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Топоры остры до поры, до поры остры топоры.
Свинья тупорыла, весь двор перерыла, выросла на полрыла, до коры не дорыла.

Быстро, чисто — 2 балла.
С погрешностями — 1 балл.

II блок Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках).
  1. Если бы я строил детский городок, то:
    1. построил такой городок, которого нет нигде —2
    2. построил городок по предложенному типовому проекту-0
    3. построил городок, который видел в кино, журналах, книгах – 1
  2. Если я приглашаю друзей на свой день рожденья, то:
    1. пишу сценарий и готовлю сюрпризы - 2
    2. говорю им время и надеюсь на родителей - 0
    3. участвую в приготовлении блюд для гостей - 1
  3. На вопрос, поставленный учителем на уроке, я выбираю ответ:
    1. простой - 0
    2. сложный - 1
    3. оригинальный -2
  4. Когда я чем-то сильно очарован, то:
    1. пишу стихи -2
    2. просто любуюсь объектом очарования -1
    3. чувствую умиротворенность -0
  5. Когда я провожу исследовательскую работу по моему любимому предмету, то:
    1. читаю много дополнительной литературы -2
    2. подбираю материал попроще -1
    3. надеюсь на помощь учителя -0
  6. Для меня в общении самое главное:
    1. возможность узнать яркое, нешаблонное, неординарное -2
    2. поделиться своими бедами с друзьями - 1
    3. просто провести время -0
  7. Если бы я стал ученым, то:
    1. ездил часто за границу -0
    2. написал бы много полезных книг -1
    3. совершил бы открытия на пользу всему человечеству - 2
  8. Из трех тропинок, оказавшихся перед Вами в лесу, Вы выбрали ту:
    1. которая Вам удобна -0
    2. о которой Вам рассказывали знакомые -1
    3. которая является неизвестной тропинкой -2
  9. Мне хочется, чтобы в школе:
    1. все учились в меру своих возможностей -1
    2. все были дружными - 0
    3. узнавали как можно больше нового -2
  10. Произнесите громко, отчетливо три скороговорки:
    1. Жужжит над жимолостью жук. Зеленый на жуке кожух.
    2. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола дрова рубили, дрова кололи, дрова секли.
    3. Карл у Клары украл кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
III блок
Согласны ли Вы с высказываниями великих людей? Обозначьте в карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен -0
б) не согласен - 2
в) не готов оценить данное высказывание – 1

1. «Идеи могут быть обезврежены только идеями». (О. Бальзак)
2. «Разум человека сильнее его кулаков». (Ф. Рабле)
3. «Способности, как и мускулы, растут при тренировке». (И. Тимирязев)
4. «Только глупцы и покойники не меняют своих мнений». (Д. Оруэлл)
5. «Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник». (И. Крылов)
6. «Льстят тем, кого боятся». (А. Чехов)
7. «Быть смелым на слова легко, когда не собираются говорить всей правды». (Р. Тагор)
8. «Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чем он убежден». (В. Гете)
9. «Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой».
(Л. Толстой)
10. «Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей». (Д. Дидро)
11. «Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума». (В. Белинский)

IV блок Способность преобразовывать структуру объекта 22—24.
В первой строке каждого вопроса есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь и какое соотношение существуют между этими двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа (Правильный выбор — 2 балла).

Море — бассейн.

    1. Река — труба.
    2. Река — душ.
    3. Река — лужа.
    4. Река — вода.
  1. Возрождение — победитель.
    1. Подъем — гора.
    2. Подъем — предводитель.
    3. Подъем — утешитель.
    4. Подъем — герой.
  2. Пчела — мед.
    1. Собака — шерсть.
    2. Кабан — клыки.
    3. Коза — молоко.
    4. Лошадь — хвост.
Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор — 2 балла).
  1. Больница — лечение.
    Институт.
    1. профессор;
    2. преподавание;
    3. обучение;
    4. учреждение;
    5. студент.
  2. Муха — паутина.
    Рыба.
    1. паук;
    2. треска;
    3. сеть ;
    4. удочка;
    5. плавание.
  3. Смех — печальный.
    Горе.
    1. легкий;
    2. клоун;
    3. апатия;
    4. радостный;
    5. мрачный.
V блок
Словесные ассоциативные способности.
Вам предлагаются в стимульном материале три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например: белый, быстрый, комфортабельный; словом-ответом может служить слово пароход. Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче, необычными, образными. Вы можете менять грамматическую форму слов, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках. Количество ответов тоже учитывается.
Стимульный материал
Наиболее типичные ответы (для оценки)
28
Бурный, хрустальный, ласка
Фонтан
29
Терпение, самолет, идея
Испытатель
30
Пустая, мозг, садовая
Голова
31
Купить, душа, крутой
Подарок
32
Сердце, Вася, пойти
Именины
33
Случайный, дом, тайный
Свидание
34
Рыжий, морда, хитрый
Лиса
35
Надежда, соваться, сплошной
Огонь
36
Сразу, истоки, счастье
Находить
37
Слабый, подход, монолит
Звания
38
Дуб, нутро, машина
Бюрократ
39
Море, много, особа
Лень
40
Светлый, идиот, крылья
Мечта
41
Карман, песок, юноша
Часы
42
Собака, сила, колесо
Жизнь
43
Змей, красный, печать
Бумага
44
Цветы, изумруд, крыша
Ваза
Все результаты сводятся в общую таблицу, где по вертикали заносятся фамилии, а по горизонтали — ответы на слова-стимулы.
За наиболее оригинальные ответы даются 2 балла, тривиальные — 1 балл.
Найдите выход из ситуации (записывается на обратной стороне карточки).
1. Вас избрали губернатором области. Ваши первоочередные действия.
2. Вы купались в реке. У Вас похитили одежду. Вам нужно найти выход из положения.
3. Вы не прошли по конкурсу в институт. Вам не хватило 1 балла, но Вы узнали, что 2 абитуриента зачислены в институт, не добрав по 2 балла. Ваши действия?
4. Вы оказались в африканском племени аборигенов. Ваши действия?

Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:
Отсутствие ответа -0
Тривиальный ответ - 1
Оригинальный ответ - 2

Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета (на обратной стороне карточки).
  1. Велосипедная спица.
  2. Зубная щетка.
  3. Полиэтиленовая бутылка.
VI. Блок (контрольный)
Да — 2 балла,
трудно сказать — 1,
нет — 0.
  1. Мне приятно ощущать чувство новизны.
  2. Мне удается представить то, чего не бывает в действительности.
  3. Хорошо ориентируюсь в трудных ситуациях.
  4. Часто ощущаю прилив творческих сил.
  5. Могу аргументировать свои пристрастия к чему-либо.
  6. Оригинальные идеи часто посещают меня.
  7. Умею разграничить в сложных задачах главное и второстепенное.
  8. Всегда рад услышать оценку своего труда от окружающих.
  9. Я научился распознавать причины своих неудач.
  10. Мне часто не хватает школьного учебного материала для удовлетворения моих познавательных потребностей.
  11. Я верю в свои способности и возможности.
Результат диагностики определяется следующим образом:
  1. более 2/3 выполненных заданий с баллом — 2 (высокий уровень творчества);
  2. не менее 0,5 выполненных заданий с баллом — 2 (средний уровень творчества);
  3. менее 0,5 — низкий.

версия для печати

©ГУО "Академия последипломного образования"